Раджа-йога

Раджа-йога - высшие ступени йоги

Раджа-йога объединяет в себе четыре последние ступени классической восьми ступенчатой йоги (или аштанга йоги). Некоторые авторы разделяют классическую йогу на хатха-йогу и раджа-йогу, а некоторые считают классическую йогу раджа-йогой.
radzha-jogaТакая разница в определении этого понятия не слишком влияет на конечную цель классической йоги – духовное развитие. Разница, скорее всего в тех приоритетах, которые ставят перед собой различные учителя йоги.
В этой статье мы будем придерживаться такого представления, что раджа-йога – это практика четырёх высших ступеней классической йоги к которым относится пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Хатха-йога в основном ориентирована на развитие физического тела, его возможностей и тех тонких тел, которые связаны с физическим телом. Это - эфирное тело, астральное и ментальное. Хатха-йога позволяет человеку иметь хорошее здоровье, позволяет контролировать свои эмоции и управлять своим мышлением. Хатха-йога может быть в значительной степени ориентирована на внешний мир, что в принципе позволяет человеку иметь активную жизненную позицию и эффективно проявляться в социуме.
Надо отметить, что на Западе, занимаясь хатха-йогой люди, чаще всего, используют асаны, для развития физического тела и вовсе не используют энергетики. Такие занятия скорее можно назвать физкультурой, чем йогой.
Раджа-йога, в принципе, не исключает активную жизненную позицию, однако в основном ориентирована на развитие внутреннего духовного мира . Это потребует развития надментальных, духовных тонких тел человека – каузального, буддхиального и атманическоло, а также связанных с ними коллективных чакр – анахаты, вишудхи, аджны и сахасрары.
Все практики раджа-йоги реализуют описанные выше принципы. Для того, чтобы освоить ступени раджа-йоги потребуется довольно значительное время проводить в уединении и в тишине, по крайней мере, до тех пор, пока внимание не станет устойчивым, воля сильной, а ум спокойным и управляемым. Чтобы добиться этого одних физических и дыхательных упражнений недостаточно. На данном этапе развития главным инструментом становится медитация.
Далее - краткие характеристики ступеней раджа-йоги.

Ступени раджа-йоги

Пратьяхара

Пратьяхара буквально означает – отвлечение сознания от органов чувств. Обычно сознание человека связано с пятью органами чувств, которыми человек воспринимает информацию, обрабатывает её и осознаёт. И таким образом находится в постоянной зависимости от этой информации, его поведение и его жизнь обусловлена этими восприятиями.
Все внешние проблемы являются отражением определённых внутренних состояний.
Практика пратьяхары позволяет отвлечь внимание (инструмент сознания) от внешних объектов, направить его во внутрь. Таким образом, человек получает возможность научиться воспринимать свой внутренний тонкоматериальный, духовный мир и, соответственно, влиять на него.
На этапе пратьяхары значительная роль отводится практике дыхательных упражнений.

Дхарана

Дхарана, это этап освоения глубокой концентрации внимания. На этом этапе практикующий нарабатывает способность долго и «твёрдо» удерживать внимание на любом выбранном объекте (сам термин дхарана в числе прочего означает – «твёрдо удерживать»). Фактически это глубокая медитация, когда на некоторое время ничто не отвлекает внимание от выбранного объекта.
Ум обычного человека очень подвижный и легко отвлекается на различные сигналы и раздражители. А его внимание рассеяно. Всё вместе это приводит к тому, что внимание человека неуправляемо двигается по законам броуновского движения. Соответственно, и жизнь такого человека в значительной степени хаотична и неуправляема.
Дхарана – шестая ступень классической йоги и она базируется на практическом освоении предыдущих пяти ступеней. Следует последовательно пройти этот путь, чтобы достичь способности устойчиво удерживать внимание, которая достигается практикой дхараны.
На этом этапе развития человек уже способен в значительной степени влиять на сценарий своей жизни.

Дхьяна

Дхьяна – седьмая ступень классической йоги. Практически дхьяна - это вид глубокой медитации.
Этот этап естественный и логически вытекает из предыдущих ступеней раджа-йоги. На этапе пратьяхары практикующий научился освобождать внимание от информации поступающей от органов чувств. На этапе дхараны научился твёрдо, не отвлекаясь на мысли, удерживать внимание на выбранном объекте.
Теперь, на этапе дхьяны мы получаем ситуацию, когда сознание, не подверженное влиянию органов чувств и ментального тела (предыдущей накопленной информации) может исследовать выбранный объект. Получается исследование с «чистого листа». Или, можно сказать, что чистое сознание исследует объект.
Условно говоря, в данной ситуации мы получаем некий ограниченный мир, в котором существует только чистое сознание практикующего и выбранный объект, и ничего более. Сознание сливается с объектом, становится неразделимым с ним. Объектами для дхьяны могут быть материальные предметы, мысленные образы, абстрактные понятия, Бог. Объекты следует выбирать в описанной выше последовательности – т.е. от простых, к сложным.

Самадхи

Самадхи последняя восьмая ступень классической йоги, высшая цель духовного развития.
Патанджали в своих «Афоризмах» даёт следующее определение (2.45): «Принесением всего в жертву Ишвары достигается Самадхи».
Примечание: Ишвара – многоплановое понятие (от санскр. îsvara — властитель, господин). Имеет различные трактовки в разных философских и религиозных школах - Бог, личный Бог, выбранное (для служения) Божество. В самом общем случае – это Бог-творец мира.
Из этого афоризма следует, что состояние самадхи может быть достигнуто, когда сознание человека, его душа сливаются с сознанием Ишвары-Бога.
Существует несколько видов самадхи и множество путей достижения этого состояния. Виды самадхи способы их достижения описаны в первой главе «Афоризмов Патанджали». Кроме этого в разных философских школах индуизма и буддизма есть своя классификация и свои трактовки этого состояния. В общем, они не противоречат друг другу. Скорее разница в акцентах.
Рассмотрим другой момент. Есть некоторая проблема в том, что большинство людей, которые довольно благосклонно относятся к хатха-йоге, особенно к асане, т. к. видят в ней пользу для здоровья, не могут принять раджа-йогу, её конечную цель - самадхи. Идея отказа от собственного сознания ради слияния с Абсолютом, кажется неприемлемой, или, во всяком случае, непонятной. Практически, в крайних случаях, это может ассоциироваться со смертью.
Эта позиция вполне объяснима. У большинства среднестатистических, «нормальных» людей доминирующими являются три нижние чакры, которые связаны с выживанием, с самоидентификацией, с эго. На этом уровне сознания главное – выживание, защита и укрепление своих позиций, накопление потенциала, материальных благ, опыта, знаний.
С этого уровня сама идея лишиться чего-то, а тем более сознания, может показаться дикой, нелепой.
Только с переходом сознания на верхние, коллективные чакры, с получением трансцендентного опыта, с переживанием каких-то озарений, человек постепенно начинает понимать, что все его ощущения, знания, опыт -это клетки, ограничивающие свободу, ловушки, создающие иллюзию реальности от которых следует освободиться. И тогда, постепенно, человек всё больше внимания начинает уделять духовной работе, медитациям. Он начинает сознательно стремиться постичь раджа-йогу и достичь состояния самадхи.

.
Автор статьи: Киризлеев Сергей

Напишите свой отзыв на эту статью.

2 thoughts on “Раджа-йога

  1. Концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Конечный результат медитации — самадхи. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, брахмачарья ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + девять =