Позы для сидения в йоге

Позы для сидения в йоге

Этим позам один из самых известных авторитетов в йоге - Патанджали придаёт большое значение. Вернее он говорит об асане как о положении сидя. Так в своих «Афоризмах», во pozy-dlya-sideniya-v-joge-1второй главе он, в частности, пишет:

  1. Раз овладели сидением, противоположности перестают мешать.
  2.  Затем следует упражнение движением вдыхания и выдыхания.

Пункт 49, очевидно, относится к Пранаяме, а 48 – к Асане. Перед этими пунктами следует обратить внимание на другие два:

  1. Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
  2.  Путем легкого усилия и размышления о беспредельном (положение тела становится твердым и приятным).

Из этих пунктов следует, что Патанджали под асаной понимал положение сидя, которое удовлетворяет определённым требованиям. Которое должно, в итоге, подготовить йога к дыхательным упражнениям и, затем, к управлению Праной - энергией.

Надо отметить, что и в других асанах можно достигнуть этого состояния – «твёрдо и приятно», особенно, если в асане есть несколько точек опоры и для нахождения в ней не требуется сознательный контроль напряжения мышц или, вовсе, можно расслабить все мышцы.

Возможно, во времена, когда писались Афоризмы, асаны, в нашем понимании, не были так распространены, возможно, Патанджали не придавал им отдельного значения, и предлагал  использовать на третьей ступени своей йоги - Асане только то, что способствовало постижению Раджа-йоги. Здесь главным инструментом становится медитация, которую легче всего выполнять в позах для сидения.

Причём Патанджали не указывает, какой конкретно должна быть асана, но чётко описывает состояние, которое должен испытывать практикующий – «твёрдо и приятно».

Язык в древние времена исполнял несколько другие функции и нес в себе не так информацию (как в наше время), как опыт.

Немного разберём, почему было важно именно описанное состояние.

Человек рассматривался как единая целостная система, в которой всё взаимосвязано – тело, разум, внимание, дух, окружающий Космос.  Йога, в общем - то и означает – единение, соединение, соответствие.

Это единство можно проверить. Например, сядьте спокойно и посмотрите вдаль, в бесконечность. Скорее всего, в этом случае у вас не будет каких-то определённых или как-то заметных мыслей. Теперь подумайте о чём-то или о ком-то близком. Фокус вашего зрения переместится в близкое вам пространство, и скорее всего, окажется в пределах досягаемости ваших рук. В некоторых частях тела возникнут легкие, вполне ощутимые напряжения. Если вы измените мысль, то фокус зрения и напряжения в теле тоже изменятся. Всё взаимосвязано.

Теперь – о позах для сидения. Если сесть так, чтобы усилия были лёгкими, то это должно быть удобное положение. Минимальное усилие будет в том случае, если позвоночник будет выпрямлен, голова направлена вперёд, а центр тяжести головы – на одной линии с позвоночником. Выпрямленным позвоночник может быть, если сидеть на полу со скрещенными ногами. Такое положение тела может быть удобным, устойчивым и расслабленным, другими словами – твёрдым.

Если направить взгляд вдаль, в бесконечность, и удерживать его в таком состоянии – «размышлять о беспредельном», то блуждание мысли постепенно затихнет.  Движение энергетических токов в теле человека и в его ауре уравновесится. Человек станет способным воспринимать это движение энергий. Положение тела станет «твёрдым и приятным». Собственно это и есть асана – задача третьей ступени йоги.

Немного о конкретных позах для сидения. Наиболее известной из всех и наиболее совершенной считается поза лотоса – падмасана.  Однако в этой позе довольно сложно находиться долго, особенно европейцам. Поэтому на практике часто используют более легкие варианты поз для сидения, например сиддхасану – совершенную позу или сукхасану – лёгкую позу, про которые можно почитать в отдельных статьях. Все эти позы легче будет освоить, если вначале  спина будет опираться на вертикальную поверхность или стену.

Желаю вам успехов и всего наилучшего. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Йога. Самое начало с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *