Классическая йога

Классическая йога

Классическая йога – это универсальная система физического, духовного и социального развития человека, эффективность которой проверена и доказана на протяжении многих веков.

Как и всякая живая система, классическая йога развивается и не теряет своей актуальности на протяжении всего времени своего существования. Можно утверждать, что актуальность этой системы в наше время только возрастает.

Технический прогресс внёс в нашу жизнь динамику, много различных средств коммуникаций, изменил понятие об истинных ценностях или, точнее, навязывает новые ценности.  За удобства и возможности пришлось заплатить цену – время.  Его стало катастрофически не хватать. В жизни появилось много ярких декораций. Отвлекают.

 Вероятность того что многие даже не успеют задуматься в чём состоит смысл жизни человека значительно выросла.

Здесь на помощь может прийти учение йогов.
Это благодаря тому, что йога построена на целостном представлении об устройстве  нашего мира. На знании естественных принципов его  развития,  на представлении о человеке, как о сложной, многоуровневой, энерго - информационной структуре, которая имеет свои задачи и законы развития. Законы и правила внутреннего развития и законы развития взаимоотношений с внешним миром – с Природой и социумом.

Классическая (аштанга) йога  Патанджали 

Классическая йога в основном базируется на учении Патанджали. Включает в себя восемь ступеней. Поэтому её ещё называют аштанга – йогой ("аштанга" - "восемь  основ").

Эти ступени:

1.  Яма.    Включает в себя пять принципов – ограничений:

-   ахимса – не причинение вреда;

-   сатья – правдивость;

-   астейя – принцип не присвоения чужого, или отказ от воровства;

-   апариграха – принцип довольства малым;

-   брахмачарья – контроль над половым влечением.

Конечно, все эти принципы имеют под собой достаточно глубокое обоснование, и каждый из них требует отдельного рассмотрения. Данная статья носит ознакомительный характер, и здесь лишь отметим, что даже простое соблюдение этих принципов позволяет избежать ненужных энергетических затрат. Уравновешивают психику человека. Вносят в его жизнь уверенность и стабильность.

Надо также отметить, что принципы ямы предназначены для того, чтобы отработать уровень сознания муладхары чакры.

2.     Нияма.    Включает в себя пять принципов – рекомендаций или предписаний:

-   Шауча -  чистота (внешняя и внутренняя);

-   Сантоша – удовлетворенность:

-   Тапас – ограничение (управление желаниями):

-   Свадхьяя – постоянное обучение: 

-   Ишвара – пранидхана – посвящение всех своих трудов Богу.

Соблюдение этих принципов обеспечивает человеку постоянное развитие во всех сферах деятельности.   Принципы ниямы позволяет человеку достичь уровня сознания  свадхистаны чакры и манипуры чакры, а также получить перспективы для развития сознания верхних чакр.

3.    Асана.    Или положение тела. Асаны – это статические положения тела, в которых   используется сильное напряжение и (или) растяжение одних групп мышц и связок и (или)       сжатие и расслабление других групп мышц и связок.  Эта ступень йоги ориентирована  на развитие  физического тела и физического здоровья.

 Существует множество различных асан.  И множество разновидностей (или вариантов выполнения) каждой асаны.

Однако, в целом можно выделить, что одни группы асан, направлены  на укрепление мышц и связок, другие - на укрепление и развитие суставов, третьи – на укрепление развитие подвижности и гибкости позвоночника. Есть асаны для развития внутренних органов и гормональной системы.

4.    Пранаяма.    Или контроль дыхания. На этой ступени начинается реальная работа с тонкими энергиями. Человек – достаточно сложная энергоинформационная система.

 Все части  которой взаимосвязаны между собой. Каждый цикл дыхания точно соответствует состоянию здоровья человека, его прошлому пережитому опыту, содержанию его сознания и подсознания.

При этом процесс дыхания довольно легко  поддаётся контролю. Контролируя дыхание, можно влиять практически на любой орган и систему человека, включая такие тонкие вещи, как подсознание, дух, душа,…

 Эти перечисленные выше четыре ступени,  являются составными частями хатха - йоги  -  наиболее известной и популярной частью  йоги.

Ха и Тха – это Солнце и Луна соответственно. Это символ мужского и женского начала, это свет и тьма, это добро и зло, это внутреннее и внешнее, это инь и ян.  Слово «йога» означает – соединение, единение, соответствие. То есть термин «хатха – йога» означает соединение, примирение противоположностей, гармонизация внутреннего и внешнего мира на всех уровнях.

 

Следующие четыре ступени классической йоги Патанджали объединены под общим названием раджа – йогаи имеют следующие названия:  Пратьяхара,  Дхарана,  Дхьяна, Самадхи.

Основная цель раджа – йоги  - достижение освобождения, при помощи медитации. Главная задача медитации – контроль за деятельностью ума. Поскольку человек и его тело, так или иначе, выполняют команды ума, то ум считается царём.

Поэтому раджа – йогу ещё называют «царской йогой»

Далее краткая характеристика этих ступеней:

5.   Пратьяхара.  На этой ступени йоги достигается контроль над органами чувств. Другими словами йог, постигший пратьяхару способен по своему желанию при помощи своего ума «включать» свои органы чувств или блокировать их восприятие. Это позволяет сознанию действовать и принимать решения не опираясь на эмоционально - чувственное отношение к миру.

Как правило, такая способность достигается путём многолетней практики наблюдения за деятельностью своего ума (медитации).  Таким образом, приобретается навык осознания движения мыслей, а затем и способность их успокаивать и контролировать;

6.  Дхарана.  На этой ступени классической йоги приобретается способность удерживать внимание на выбранном объекте, не воспринимая ничего более. Это становится возможным только после освоения пратьяхары и всех предыдущих ступеней.

Например, можно сосредоточиться на восприятии какой-то конкретной части тела, или воспринимать звуки от одного источника звука из нескольких.

7.   Дхьяна.  На этой, седьмой ступени классической йоги требуется более высокая степень сосредоточения, чем в дхаране. Это собственно и есть медитация как таковая. Это восприятие объектов без размышления. Без осознавания. Напрямую.

Если на этапе дхараны йог осознаёт своё сосредоточение, отключает своё соззнание от всего, кроме объекта сосредоточения,  то на этапе дхьяны идет «чистое» восприятие  внутренней сути объекта без осознавания его формы.

8.  Самадхи.  Эта ступень является вершиной классической йоги. Итогом всего предыдущего пути. И хотя существует несколько видов самадхи, всё-таки эта ступень йоги имеет вполне характерные особенности – включение состояния сверхсознания.

  Можно сказать, что в этом состоянии действительность воспринимается не умом, а душой. Исчезает граница между субъектом и объектом. Сознание при этом остаётся.

Достичь  состояния самадхи можно только при помощи медитации.

P.S.  Классическая йога – наиболее эффективный и универсальный инструмент развития сознания человека.

Напишите свой отзыв.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Йога. Самое начало, Классическая йога с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Классическая йога»

  1. Мария говорит:

    Очень познавательная статья. О йоге узнала много нового. Большое спасибо.

  2. Юрий говорит:

    Йога, лично для меня, область совершенно неизвестная, потому спасибо за познавательную статью!

  3. Татьяна говорит:

    Спасибо Вам огромное! Только 3 мес. назад начала практиковать йогу. У вас замечательный сайт, который в этом мне помогает!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *