Дхарана

Дхарана

Дхарана  – следующая после пратьяхары, шестая ступень классической йоги.  По поводу этой ступени в афоризмах Патанджали сказано (3.1): « Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь предмете».

ДхаранаЭта фраза мало говорит о реальной дхаране, о том состоянии сознания, которые соответствуют  этой ступени йоги.  Это – перевод. Такое определение скорее подойдёт для концентрации внимания. Разница между этими понятиями, по-моему, огромна.

Попробуем разобраться.  Начнём сначала, как говорили древние римляне Ab ovo - от яйца. В нашем случае от ауры, т. е. в своих выкладках будем опираться на устройство человека. Собственно из этого устройства и вытекают все закономерности развития живых существ вообще и человека, в частности. В данной статье будем рассматривать только развитие человека.

Напомню, что человек состоит из физического тела и тонких тел, которые создают энерго-информационную оболочку вокруг физического тела. Все эти тела, в свою очередь, связаны с чакрами и находятся в постоянном многоуровневом взаимодействии. Картина достаточно сложная.

Тем не менее, каждое тело и каждая чакра имеют свои достаточно четко выраженные функции, своё назначение. Поэтому существуют довольно определённые правила и методы развития  каждой составляющей части человека в отдельности  и человека как такового в целом.   Существуют, соответственно, определённые закономерности и последовательность  в личностном и духовном развитии человека, которые следует соблюдать. Они описаны в ступенях классической йоги.

Физическое тело и три первых тонких тела являются смертными и относятся к этому конкретному воплощению. Их структура, их состояние и информация, которая в них заложена, формирует эго человека.

С этими телами обычно связана самоидентификация человека, хотя многие люди понимают или чувствуют, что их личность есть нечто большее, чем эго.  Эти тела развиваются при помощи физкультуры, воспитания, образования. Для описания их функций в общем виде вполне подходит инструментарий  и терминология медицины, психологии, психиатрии, соционики и других «светских» наук о человеке.

Если мы будем рассматривать более тонкие надментальные тела, а именно каузальное, буддхиальное и атманическое, то придётся оперировать такими понятиями как дух, душа, сознание, подсознание, сверхсознание, пуруша, Бог. Хотя все, или, по крайней мере, большинство людей понимают, что эти категории вполне реальны, дать им четкое научное определение довольно сложно.

Оно и понятно – официальная наука основана на материалистических представлениях и построена на умозаключениях.

Другими словами  - научная информация носит ментальный характер, относится к уму, к ментальному телу.  Соответственно, более тонкие процессы и более тонкие структуре не могут быть описаны или поняты умом. Здесь потребуются другие навыки.

Практика Дхараны

Занятия раджа-йогой и призваны развить в человеке навыки и способности воспринимать и осознавать вибрации надментальных, духовных тонких тел.

На этапе пратьяхары практикующий обретает навык отключать сознание от органов чувств  и становится способным  (или готовым) к восприятию духовных тонких тел.

В обычном случае информация воспринимается при помощи органов чувств, обрабатывается умом (ментальным телом), соотносится с имеющейся информацией, делается вывод. Эти процессы идут постоянно и могут быть сознательными или подсознательными. Т.е.  в обычном случае восприятие и обработка информации -  это, в основном, ментальный процесс.  По крайней мере, это та часть процесса, которую довольно легко заметить.

Только,  то, что заметно,  не всегда даёт исчерпывающую картину. Например, мы изучаем какую-то информацию, размышляем – это ментальный процесс. Но, одновременно, этот процесс происходит во времени и является определённым событием.

А время и события – это энергии каузального тела. Мы всегда предпочитаем информацию (сознательно или подсознательно) определённого характера, в соответствии с нашими ценностями, а это – буддхиальные энергии. Кроме того, все эти взаимодействия подчинены законам Космоса – атманические энергии.

Я хочу сказать, что в каждом процессе или  явлении, или объекте всегда присутствуют все тонкие тела, и соответствующие тела человека на них реагируют.  Другое дело, что мы осознаём эти реакции (информацию) на уровне своей подготовленности (или на уровне своего развития).

«Удержание мысли на каком-нибудь предмете» - это выражение скорее подойдёт для концентрации внимания, как я уже отмечал.  Концентрация внимания – навык полезный и важный сам по себе - дисциплинирует ум и волю, совместно с сосредоточением лежит в основе любого саморазвития личности. Только концентрация внимания, в основном, ориентирована на развитие четырёх нижних тел, включая ментальное.

Практика дхараны ориентирована на развитие навыка направлять внимание на восприятие и осознание энергии (информации) надментальных тонких тел и в первую очередь каузального. Исходя из этой задачи, и вытекает техника упражнений.

Выбирается объект для наблюдения. Это может быть материальный предмет, образ, мысль или идея. Внимание фиксируется на том отклике внутри себя (это определённое место в ауре), который вызывает этот объект (Патанджали указывает на развитие способности  смотреть во внутрь).

Это не должно быть ни ощущение, ни  эмоция, ни мысль (способность отключать от них сознание нарабатывается на этапе пратьяхары). Если  эти условия соблюдены, то скорее всего всё сделано правильно.

Т. е. идёт непосредственное восприятие события  (каузальная энергия). Если есть какие-то мысли, то непосредственного восприятия нет - на осмысление, на мысли требуется время.  Само по себе наличие мыслей говорит о том, что идёт ментальное восприятие.

Все события происходят в настоящий момент (прошлые, настоящие и будущие), они существуют всегда. В каузальном теле нет линейного течения времени. Соответственно, при непосредственном восприятии, мысли возникнуть не могут – на это нет времени.

Подытоживая, можно сказать, что дхарана – это прочное удержание внимания на выбранном объекте без чувственного восприятия и без ментальных рассуждений.

 

Автор статьи:  Киризлеев Сергей.

Напишите свой отзыв на эту статью. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Классическая йога с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *