Ахимса

Ахимса

Ахимса или непричинение вреда – первый принцип  первой ступени классической йоги - Ямы. И, соответственно, самый важный.

Термин  «ахимса»  в переводе с санскрита  означает  ненасилие, неубийство, ненанесение вреда.

Примечание:  Cледует обратить внимание на то, что все принципы  Ямы носят характер запретов, ограничений.  Кроме  принципа брахмачарьи, который указывает на необходимость контроля. Это связано с  определёнными свойствами человеческого существа.

Конечно, при трактовке и отработке  ахимсы следует учитывать множество аспектов, как чисто философских, так и практических.  

Рассмотрим различные аспекты применения  принципа  ахимсы.  

Ахимса. Взаимоотношения человека и природы

 Человек – существо ограниченное и воспринимает только определённый спектр информации. Наши органы чувств  реагируют   на определённые раздражители.

АхимсаИз вышесказанного  следует, что какая-то часть процессов происходящих в окружающем нас мире  просто не может быть нами воспринята. Так, например, известно, что с каждым вдохом человек вдыхает  несколько сот видов паразитов и миллионы бактерий. Как только они попадут в организм, наша иммунная система сразу начнет с ними бороться.  Естественно, нанося вред этим самым паразитам и бактериям.

Или, например, кто задумывается над тем, сколько мелких насекомых пострадало во время нашей прогулки по лесу? А сколько растений?

В приведенных выше примерах мы  объективно почти не можем влиять на ситуацию.

 В любом  случае, как  все живые существа, мы звенья пищевой цепочки. Деться некуда – это факт, объективная реальность.  Только  здесь мы уже можем сознательно выбирать,  чем  питаться  и, соответственно, соблюдать принцип ахимсы  по своему усмотрению.

Вопрос питания не такой простой и оказывает значительное влияние на судьбу человека, на карму.

Кажется, Илья Мечников - великий русский биолог (нобелевский лауреат 1908 г.) высказал такую мысль: «Питание – это интимнейшие отношения человека с окружающей средой».  И это так и есть. Поясню на примере.

Ученые провели такой эксперимент: две контрольные группы людей кормили по - разному. Первая группа питалась вегетарианской пищей, а в рационе второй  доминировала  мясная пища. Уже через месяц эксперимента была явно заметна разница в поведении  людей разных групп. Представители первой группы стали более спокойны, уравновешены и доброжелательны. Представители второй стали более  вспыльчивыми, более агрессивными и раздражительными.

Почему так произошло?  При питании мы вместе  с физической пищей  потребляем ещё и энергию и информацию, которую несёт эта пища.  Животная пища обязательно несёт  энергию агрессии и страха, которые испытывало животное перед убийством.

Всё это имеет далеко идущие последствия. Не зря большинство книг по духовному развитию написаны о питании.

Приведу ещё один пример того, как информация передаётся через продукты.

Однажды, настоятель буддийского монастыря уехал на неделю, а когда вернулся, увидел, что все монахи как-то взбудоражены,  неспокойны. Причина вскоре выяснилась – старый монах, который готовил пищу, заболел. На кухню определили молодого монаха, у которого бурлили страсти и эмоции. Еда во время приготовления заряжалась эмоциями этого молодого монаха, хотя готовилась  из тех же продуктов, что и раньше.  Этого было достаточно, чтоб вывести из равновесия всех обитателей  монастыря.

Попутная рекомендация для молодых людей. Очень внимательно относитесь к выбору своей спутницы жизни – хозяйки дома и очага. Её душевные и человеческие качества в значительной степени определят вашу судьбу.

 Пища, которую потребляет человек, существенно влияет на его мировоззрение, поведение и его характер. Что, в свою очередь, формирует окружение человека и его карму.

Соблюдение ахимсы в вопросах питания означает потребление вегетарианской пищи.

Надеюсь, понятно, что человек потребляющий мясную пищу, даже если сам не убивает животных, формирует и оплачивает заказ на убийство. Это касается также использования одежды, аксессуаров и других предметов из кожи и меха животных в обиходе. Здесь явно нарушен принцип ахимсы.

Конечно, ахимса должна соблюдаться и в использовании природных ресурсов, полезных ископаемых, в энергетике и технологических процессах. Ахимса – это также заказники, заповедники, охрана экосистем, экология  и многое другое.

Принцип ахимсы для разных слоёв общества

Любое общество  разделено на  определенные слои, в соответствии с уровнем духовного развития.  (Эта тема рассмотрена в статье «Касты и варны»).  У каждого человека своё понимание жизни. И, конечно, соблюдение принципа ахимсы для разных людей  будет выглядеть по - своему.

Человек, в силу своей ограниченности, как говорилось выше, не может контролировать  абсолютно всё. Поэтому, когда говорится о соблюдении принципа ахимсы, речь идет о том, что нельзя приносить вред преднамеренно.   Это правило для людей любого уровня развития. Этот принцип первый, и должен быть приоритетным при принятии любых решений и при построении взаимоотношений со своим окружением в социуме и в семье.

Для представителей разных варн соблюдение принципа ахимсы будет иметь свои особенности.

В общем случае ахимса требует не вредить «ни словом, ни делом, ни мыслью».  Полностью это требование способны выполнить представители высших варн – кшатрии и брахманы.

Шудры способны не вредить лишь делом – контролировать свои слова и мысли для них сложно.

Вайшьи способны не вредить ни словом, ни делом, а вот контролировать свои  мысли представляет для них определенную сложность.

Отдельно следует коснуться варны кшатриев.

Ахимса кшатрия

Ахимса кшатрияКшатрий – воин, по своему определению.  Иногда он вынужден воевать, что само по себе означает применять насилие.

Для кшатрия главное – исполнение долга.  Ахимса для кшатрия - не применять насилие без крайней необходимости.  И не провоцировать других к применению насилия.

Кшатрий имеет право и обязан защищать свою семью, если ей угрожает опасность, защищать свою честь, защищать своё дело, свою  страну.

Ахимса для кшатрия в этих случаях - не проявлять агрессию  по отношению к противнику.  Кшатрий должен осознавать, что он борется не с человеком, а со злом, которое проявляется через противника.

Информация к размышлению: иногда на тренировках применяют такой прием – бой с воображаемым противником. А, как правило, «воображаемый противник» - это образ вполне конкретного человека, которому в таком случае наносится вред. И каковы будут последствия – неизвестно. Кто знает, какие силы стоят за этим человеком…  

Ахимса брахмана

Как-то давно я услышал такую притчу:

 После  проповеди к священнику подошёл человек и спросил: « Отче, вы хорошо говорили про любовь и добро, а что вы будете делать, если в вашем присутствии будут бить женщину?».  На что священник ответил: « В моём присутствии женщину бить не будут».

Тогда мне ответ священника показался слишком высокомерным.

Много позже я понял – тот священник полностью отработал ахимсу и «утвердился в непричинении вреда». При таком отношении к жизни у человека появляется  сиддха, о которой в «Афоризмах Патанджали» написано: «В присутствии утвердившегося в непричинении вреда  прекращается всякая вражда (в других)».

Здесь следует отметить, что ахимса предполагает – не только не приносить вред другим, но и не допускать ни в мыслях, ни в душе того, что другие способны  вредить или творить зло. Таким образом, человек творит свой мир, в котором отсутствует насилие вообще, в принципе.

 

P.S.  Ахимса – непричинение вреда  - это первый и приоритетный принцип, которым должен руководствоваться человек при принятии решений  и построении своих отношений с окружающим миром.

 P.P.S.  Я желаю вам всего доброго!

 

Напишите свой отзыв на эту статью.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

One thought on “Ахимса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *