Как не бояться сцены

Как не бояться сцены

Эта история приключилась со мной во время обучения на первом курсе Академии Йоги  и приведена здесь как  пример к статье  «Развитие чакры вишудхи».

Как не бояться сценыНа занятиях в Академии много внимания уделялось развитию творческих способностей,таких как  танцы, пение и рисование, гитара, стихо- и сказкосложение и т.д.  Конечно, это кроме общеобразовательных и специальных дисциплин. Всё это, как я сейчас понимаю, способствовало развитию вишудхи поведенческими факторами. Можно ещё развивать чакры при помощи дыхательных упражнений, асан и медитаций.  Но, в конечном итоге, критерий освоения – это  практика.

Итак, однажды, собрали несколько групп,  около сотни человек, в актовом зале со сценой и провели  занятие на тему: " Выступление со сцены". Было дано задание – по одному выйти на сцену, представиться, объявить свой номер и спеть любую песню по своему желанию. Без музыкального сопровождения.

Надо сказать, шоу получилось! Интересно было наблюдать. Некоторые, конечно, пели хорошо.  Некоторые, если не грешить против истины - совсем не умели петь. В исполнении многих  пришлось прослушать пару одних и тех же детских песен. Это было своеобразное испытание для слушателей.  Были и такие, которые вместо того, чтобы пропеть песню, пытались прочитать стихи.  Им напоминали задание, а они как-бы не понимали, в чём, собственно, разница. Номер всё равно не прошёл – пришлось петь.

В целом, хороший был урок и для слушателей и для исполнителей.

Пришла и моя очередь.

Надо сказать, что с пением у меня сложные отношения – что-то вроде вялотекущей, неразделённой любви. Т.е. я иногда люблю попеть, и всегда пою с удовольствием. Правда, обычно, когда никто не слышит. Чаще всего - когда еду один в автомобиле по трассе. Время есть, езда однообразная. Дело в том, что у меня есть такая проблема – я часто не попадаю в ноты. Причём, слышу, что пою неправильно – и всё равно не попадаю, особенно без музыки. Наверное, при некотором усердии этот недостаток можно было бы исправить,... но пение – не моё амплуа.  Пою я с удовольствие и мне этого достаточно.

А тут – выступление со сцены перед аудиторией. Многие мне знакомы, но тем не менее...

Вышел. Представился. Объявил: « Прошу прощения у всех имеющих уши – сейчас я буду петь! (некоторые похлопали, некоторые заулыбались – наверное,  подумали, что шучу). Романс «Гори, гори моя звезда». И – запел!

По ходу выступления часть публики  стала выходить  из зрительного зала (наверное, тонкие ценители). Хотя я старательно выводил мелодию и одновременно понимал, что получается не очень, всё-таки отметил про себя, что со стороны всё это должно выглядеть довольно забавно (и само выступление, и реакция слушателей, и уход публики).  Но я же предупредил!

Допел до конца. Откланялся.  Раздались жидкие аплодисменты (я так понимаю - аплодировали самые продвинутые, сочувствующие, а также те, кто достойно выдержал испытание). И я в хорошем настроении покинул сцену.

Некоторые комментарии и практические рекомендации.

Конечно, никто и никакие советы не могут гарантировать вам успех на сцене, однако есть правила и "законы жанра", соблюдая которые, вы сможете  не бояться сцены, достаточно уверенно чувствовать себя перед  аудиторией и даже  получать удовольствие от процесса. Как говаривали древние римляне: «Предупреждён  – значит вооружён». Всё остальное – дело практики и личной силы (не физической).

 Первое, что надо понимать  перед выходом на сцену – это то, что вы будете иметь дело с коллективным разумом (и сознанием), который в любом случае превосходит ваш собственный. Он знает о вас всё, буквально. Он прекрасно знает ваш потенциал и вашу компетенцию.

В каком-то смысле, выступление со сцены - это игра коллективного разума с вашим собственным разумом,  вашего сознания - с сознаниями всех присутствующих. Конечно, вы тоже являетесь частью этого коллективного сознания, но если вы вышли на сцену, то вам отводится особая роль.  Это тот случай, когда коллективный разум обогащает вашим опытом, вашими знаниями, вашими идеями всех присутствующих, одновременно, по ходу обучая  вас, обогащая ваши знания и часто выводит вас на новый уровень понимания своих же знаний и умений.  Человек часто говорит со сцены такие вещи, которые сам слышит впервые, доходит до того, что ранее ему не удавалось понять. Или он вовсе об этом никогда не задумывался.

Второе, что надо знать – коллективный разум всегда играет по вашим правилам. Если вы искренне делитесь своими знаниями с аудиторией, то коллективный разум искренне поделится с вами, воздаст сторицей.  Если вы хитрите и пытаетесь ввести всех в заблуждение, то коллективный разум перехитрит  и введёт вас в заблуждение. Даже если вам удастся ввести в заблуждение каждого из присутствующих в отдельности.  Даже если вам покажется, что всё удалось – это ничего не значит.

Третье.  Важно кем вы себя позиционируете в данном конкретном случае. Вы - председатель профкома на профсоюзном собрании, или вы - актер театра комедии. Спрос  будет по названию роли, которую вы выбрали  в данном случае. Здесь надо помнить, что если вы - мастер, то  легко сможете сыграть ученика, спрос будет как с ученика, но и обучать вас будут как ученика. Скорее всего, вы зря или неэффективно потратите время.  А если вы - ученик, но заявили о себе мастером, то спрашивать с вас будут как с мастера. Скорее всего, вы потерпите фиаско – обмануть коллективный разум не удастся. Снисхождений не бывает.  Здесь уместно вспомнить русскую поговорку: «Назвался груздем – полезай в кузов».

Если вас представлять будет кто-то другой, постарайтесь, чтобы  он сделал это правильно. Если вам не понравилось, как вас объявили – сделайте поправку перед основным выступлением.

Выступая на сцене надо быть честным, соблюдайте принцип правдивости. Помните у М. Булгакова в романе "Мастер и Маргарита": «Правду говорить легко и приятно».  В этом случае вы сможете полностью отдаться взаимодействию с коллективным разумом (простите, я часто использую этот термин, однако так оно и есть) и получить от этого удовольствие.  Иначе вам  придётся все контролировать,  т. е. перейти на уровень манипуры. А с этого уровня никакого взаимодействия с коллективным разумом  не получится. Будет противодействие. Полагаю, не надо объяснять, кто выиграет?

Конечно, если вы - актёр, вам лучше всего не играть роль другого человека, а вжиться в образ и сыграть другого себя. Если вы внутренне не можете принять роль – принимайте решение.

В приведенном в начале статьи примере, я честно заявил, что не умею петь и сделал это изрядной долей иронии, что неплохо умею делать, при желании. Другими словами – выбрал сильную позицию, или,  как говорят, стал играть на своём поле. И чтоб подчеркнуть такую направленность выступления, вещь для исполнения выбрал сложную. Я и вспоминаю то этот случай с долей иронии и с удовольствием.  В общем, всё удалось.

В данной статье я не стал писать, как не бояться сцены, используя технические приёмы типа: написать вручную текст будущего выступления, прочитать перед зеркалом, записать выступление на видео и проанализировать, положить рукопись выступления под подушку перед сном и т. д. Конечно, эти приёмы работают.  Подготовке следует уделять самое серьёзное внимание. Выступление на сцене – это сочетание личной подготовленности и общения с коллективным разумом.

Здесь я описал характеристики той силы в виде коллективного разума,  с которой вам неизбежно придётся столкнуться, если вы окажитесь на сцене перед аудиторией. Эта сила могущественная и многоликая. Она всегда повернётся к вам тем лицом, которое будет отражением вашего собственного. Или отражением той части вашей сущности, которую вы представляете на сцене.

Мне кажется, что чаще всего многих страшит неизвестное. Если вы знаете, с чем вам придётся встретится, то вы сможете подготовиться и достойно принять вызов.

P.S.  Надеюсь, что эта статья была полезна тем, кому надо научиться не бояться сцены.

Автор статьи:  Киризлеев Сергей.

Напишите свой отзыв на эту статью.

Поделитесь ссылкой в соц. сетях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Человек, личность. с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Как не бояться сцены»

  1. Ангелинна говорит:

    Играть на своём поле… Знала, что это удобно. Но стало откровением, что это позиция сильного человека. Как-то считала, что делаю это от слабости, а не от силы.
    И еще…
    «Полностью отдаться взаимодействию с коллективным разумом и получить от этого удовольствие.»
    Да, да, да! Так и только так!
    Отдаться взаимодействию и получать от этого удовольствие!!!
    «Иначе вам придётся все контролировать, т. е. перейти на уровень манипуры. А с этого уровня никакого взаимодействия не получится. Будет противодействие.»
    Это подталкивает к тому, что готовиться все-же нужно… хотя… бывает выезжаешь на чистом энтузиазме, на настроении. Но эти «друзья» так переменчивы и не всегда бывают под рукой.
    А профессионализм — не пропьешь!)))
    Спасибо, класный пост.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *